Фактически у университета при построении ВСОКО есть два возможных подхода:
- взять за основу одну из моделей управления качеством и адаптировать её под свои нужды;
- сформировать собственную модель, исходя из возможностей и специфики университета.
Самая известная существующая модель — модель Total Quality Management, для которой действует международный стандарт ISO 9000:2000. Такую модель за основу своей системы взял РУДН, воспроизводя процессный подход, дополнив положениями из еще одной модели EFQM (European Foundation for Quality Management – модель Европейского фонда управления качеством). Когда в университете началось управление проектами, РУДН смог сделать проектный подход частью процессного. Помимо них существует еще ряд моделей, таких как модель IPO (ввод-процесс-результат) или модель Run-Change-Disrupt.
Финансовый университет отказался от действовавшей в университете ранее модели, основанной также на стандартах ISO, в пользу собственной. Их модель была создана на базе стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве (ESG, European Standards and Guidelines — документ, разработанный Европейской ассоциацией по гарантии качества высшего образования, ENQA).
Международные подходы сильно повлияли на систему Сколтеха и НИУ ВШЭ, а МГППУ и СПбГЭУ ориентировались на них в меньшей степени, полагаясь на собственный опыт и разработки.
Выбор подходов должен учитывать размер университета и структуру его управления. В большом университете при дизайне системы нужно будет учитывать объемы данных, собираемых для обработки, степень различий между факультетами (от специфики направления подготовки, спроса на программы, кадровой оснащенности, финансовой модели, типа взаимоотношений с работодателями). В зависимости от распределения полномочий между центральным управлением и факультетами, а также отдельными программами, меняется распределение функций по ВСОКО.