исследовательский проект

Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее

Массовый переход к смешанным моделям обучения в 2021 г. поставил вопрос о качестве образовательных результатов, получаемых студентами в новых формах образовательного процесса

Для решения этого вопроса в рамках проекта:
  • проведены социологические исследования,
  • выполнен анализ практики российских и зарубежных вузов,
  • выделены факторы повышения качества образования в контексте перехода к модели смешанного обучения.

Проект реализуется по поручению


Исследовательская группа включает команды 13 университетов
Продукты проекта
Аналитические доклады
⠀⠀⠀⠀⠀
⠀⠀⠀⠀⠀
⠀⠀⠀⠀⠀
Методические рекомендации по использованию новых инструментов управления качеством образования на основе опыта ведущих российских университетов
Практики управления качеством образования на основе опыта ведущих российских университетов
Инструменты управления качеством образования при переходе к смешанному обучению. Опыт Томского государственного университета
Индивидуализация: подготовка, образование, самообразование. Опыт Томского государственного университета по созданию условий для обеспечения нового качества образования
Главное из доклада

На качество образовательных результатов влияют 5 групп факторов

  1. Миссия, культура и приоритеты развития университета
  2. Образовательные программы и их содержание
  3. Цифровая инфраструктура, EdTech-инструменты обучения и оценки
  4. Среда и благополучие (инфраструктура, адаптационные программы и сервисы, обратная связь)
  5. Оценка качества (регулярный мониторинг программ и курсов, эффективные системы оценивания, прозрачная экзаменационная процедура и набор экзаменов, исследование результатов обучения студентов)

Потенциал развития системы российских вузов определяется тем, насколько продуктивно будет совершен переход

к модели смешанного обучения

Каждый вуз имеет собственные приоритетные стратегические направления изменения системы обеспечения качества. Были выделены 6 наиболее общих направлений решений
1. Образовательные программы и результаты
  • Обновление образовательных программ и их содержания
  • Переход от «монолитных» программ к вариативным мультитрековым программам-конструкторам
  • Целенаправленный переход от узкопрофильной подготовки к формированию широкого спектра профессиональных и универсальных компетентностей
  • Социальная активность студентов для профессиональной практики и ее интеграция в учебный процесс
2. Цифровизация
  • Собственные цифровые экосистемы вузов
  • Внедрение модели единой точки доступа для студентов и преподавателей
  • Новая практика разработки онлайн-курсов и ресурсов для обучения
  • Переход к интерактивному и адаптивному цифровому контенту
  • Управление на основе больших данных
3. Среда и благополучие
  • Техническое оснащение «умных аудиторий» позволяет реализовывать программы в форматах гибридного обучения
  • Создание «дружелюбной» среды университета, механизмов адаптации и поддержки благополучия студентов
4. Система оценки
  • Трансформация систем оценки
  • Вовлечение студентов как субъектов оценки и управления качеством. Переход студента к позиции активного участника проектирования своего образовательного трека
  • Вовлечение работодателей в оценку образовательных результатов
  • Создание в вузах центров оценки компетенций АНО «Россия – страна возможностей»
5. Кадровый потенциал
  • Восполнение дефицита цифровых компетенций в экспресс-режиме
  • Необходимый уровень цифровой грамотности сформирован
  • Развитие глубинных цифровых компетенций
6. Стратегия управления качеством
  • Различное понимание образовательных результатов: использование международных схем (УрФУ, СПбПУ); собственный спектр образовательных результатов (ИТМО, МИСиС, ТГУ); критерии ФГОС ВО или профстандартов (БФУ)
  • Ключевым является максимально осознанный и обоснованный подход к вопросу качества образования
  • Сквозная линия изменений – переход к студентоцентричной модели

Выводы социологического исследования

  • Нормализация отношения к дистанционным технологиям обучения
  • Рост активности, осведомленности и заинтересованности всех участников в трансформации процесса обучения
  • Смешанное образование – новая реальность
  • Дистанционные формы обусловили запрос на развитие универсальных навыков и компетенций
  • Качество образования напрямую не зависит от формата обучения

Результаты социологического исследования

36 000

студентов

11 % иностранных

24 000

преподавателей

1 500

родителей

К новым условиям большинство студентов и преподавателей смогли адаптироваться

  • студентов отдают предпочтение смешанному формату обучения, а каждый пятый хотел бы учиться только онлайн
    50 %
  • преподавателей полагают, что смешанный формат обучения станет повседневной реальностью в высшем образовании, против 20% в апреле 2020 г.
    70 %
  • студентов считают, что наиболее качественное образование можно получить в полностью дистанционном формате
    7 %
  • студентов не хватает личного общения с одногруппниками, 30% — с преподавателями
    40 %

Каждый пятый студент считает, что в ходе обучения он/она должны приобрести мягкие навыки

30 %
имеют запрос на развитие навыков тайм-менеджмента
25 %
запрос на навыки информационной и компьютерной грамотности
> 10 %
запрос на планирование карьеры
> 10 %
запрос на командную работу

Потенциал цифровой среды, связанный с упрощением доступа к широкому кругу учебных материалов, не используется преподавателями

  • ориентированы на контент, разработанный внутри собственного вуза
    70 %
  • обращаются к онлайн-материалам других российских вузов
    35 %
  • обращаются к онлайн-материалам зарубежных университетов
    10 %
Мероприятия проекта
Мероприятия организованы в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее» для решения задачи консультационного сопровождения образовательных организаций высшего образования в части изменения образовательной деятельности в условиях пандемии
ТГУ / Online 
Международная конференция
«Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития»
БФУ
Открытый аналитический онлайн-семинар «Качество образования в контексте цифровизации университета. Презентация опыта БФУ им. И. Канта»
КФУ
Круглый стол «Смешанное обучение: новые возможности и риски»
УрФУ
Онлайн-дискуссия «Качество высшего образования в период пандемии и после нее: взгляд родителей»
НИТУ «МИСиС»
Первая всероссийская ИОТ-конференция
СПбПУ
Всероссийская дискуссионная площадка «Лучшие образовательные практики Политеха: дистанционно vs очно»
НИУ ИТМО
ITMO.OPEN: Educational Practices
НИУ ВШЭ
XII Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) «Университеты в поисках качества: внешние оценки, внутренние цели и научно-образовательные результаты»
ДВФУ
Восточный цифровой форум Russky MeetUp & Digital Region
ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России
РОСОМЕД-2021 — X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации»