исследовательский проект

Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее

Стать участником Университетской национальной инициативы качества образования
Уважаемые коллеги!
Участники сетевого исследовательского проекта решили, что вопрос о качестве образования должны решать сами субъекты проблемы качества.
Рядом университетов было принято решение о выработке единого регламента развития культуры качества образования.
Мы назвали эту активность Университетской национальной инициативой качества образования (УНИКО) и предложили ее на одном из круглых столов Министру науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькову, которую тот одобрил.
Но это именно университетская инициатива – добровольное объединение усилий университетов для достижения современных целевых ориентиров качества образования, направленных на обеспечение успешности каждого студента, повышения влияния университетов на достижение национальных целей развития.


Основная идея инициативы:
1.     Объединение университетов, заинтересованных в работе над качеством образования
2.     Разработка и внедрение образовательных практик с доказанной эффективностью, отвечающих вызовам меняющегося общества: для смешанного обучения, многопрофильного образования, обеспечения кадрами рынков труда нового типа
3.     Обеспечение вовлечения ключевых стейкхолдеров (работодателей, родителей и др.) в развитие культуры качества 
4.     Создание на базе университетов площадок исследований и экспертизы по вопросам внедрения и оценки эффективности новых инструментов управления качеством образования

Для того, чтобы стать участником сети УНИКО просим вас заполнить гугл форму.
Вопросы и предложения можно направить по адресу оператора проекта 
Io@mail.tsu.ru Институт образования ТГУ
или лично координатору проекта Сухановой Елене Анатольевне, директору Института образования esukhanova@mail.ru

Массовый переход к смешанным моделям обучения в 2021 г. поставил вопрос о качестве образовательных результатов, получаемых студентами в новых формах образовательного процесса

Для решения этого вопроса в рамках проекта:
  • проведены социологические исследования,
  • выполнен анализ практики российских и зарубежных вузов,
  • выделены факторы повышения качества образования в контексте перехода к модели смешанного обучения.

Проект реализуется по поручению


Исследовательская группа включает команды 13 университетов
Продукты проекта
Аналитические доклады
Методические рекомендации по использованию новых инструментов управления качеством образования на основе опыта ведущих российских университетов
Показать
Практики управления качеством образования на основе опыта ведущих российских университетов
Показать
Главное из доклада

На качество образовательных результатов влияют 5 групп факторов

  1. Миссия, культура и приоритеты развития университета
  2. Образовательные программы и их содержание
  3. Цифровая инфраструктура, EdTech-инструменты обучения и оценки
  4. Среда и благополучие (инфраструктура, адаптационные программы и сервисы, обратная связь)
  5. Оценка качества (регулярный мониторинг программ и курсов, эффективные системы оценивания, прозрачная экзаменационная процедура и набор экзаменов, исследование результатов обучения студентов)

Потенциал развития системы российских вузов определяется тем, насколько продуктивно будет совершен переход

к модели смешанного обучения

Каждый вуз имеет собственные приоритетные стратегические направления изменения системы обеспечения качества. Были выделены 6 наиболее общих направлений решений
1. Образовательные программы и результаты
  • Обновление образовательных программ и их содержания
  • Переход от «монолитных» программ к вариативным мультитрековым программам-конструкторам
  • Целенаправленный переход от узкопрофильной подготовки к формированию широкого спектра профессиональных и универсальных компетентностей
  • Социальная активность студентов для профессиональной практики и ее интеграция в учебный процесс
2. Цифровизация
  • Собственные цифровые экосистемы вузов
  • Внедрение модели единой точки доступа для студентов и преподавателей
  • Новая практика разработки онлайн-курсов и ресурсов для обучения
  • Переход к интерактивному и адаптивному цифровому контенту
  • Управление на основе больших данных
3. Среда и благополучие
  • Техническое оснащение «умных аудиторий» позволяет реализовывать программы в форматах гибридного обучения
  • Создание «дружелюбной» среды университета, механизмов адаптации и поддержки благополучия студентов
4. Система оценки
  • Трансформация систем оценки
  • Вовлечение студентов как субъектов оценки и управления качеством. Переход студента к позиции активного участника проектирования своего образовательного трека
  • Вовлечение работодателей в оценку образовательных результатов
  • Создание в вузах центров оценки компетенций АНО «Россия – страна возможностей»
5. Кадровый потенциал
  • Восполнение дефицита цифровых компетенций в экспресс-режиме
  • Необходимый уровень цифровой грамотности сформирован
  • Развитие глубинных цифровых компетенций
6. Стратегия управления качеством
  • Различное понимание образовательных результатов: использование международных схем (УрФУ, СПбПУ); собственный спектр образовательных результатов (ИТМО, МИСиС, ТГУ); критерии ФГОС ВО или профстандартов (БФУ)
  • Ключевым является максимально осознанный и обоснованный подход к вопросу качества образования
  • Сквозная линия изменений – переход к студентоцентричной модели

Выводы социологического исследования

Нормализация отношения к дистанционным технологиям обучения
Рост активности, осведомленности и заинтересованности всех участников в трансформации процесса обучения
Смешанное образование – новая реальность
Дистанционные формы обусловили запрос на развитие универсальных навыков и компетенций
Качество образования напрямую не зависит от формата обучения

Результаты социологического исследования

36 000

студентов

11 % иностранных

24 000

преподавателей

1 500

родителей

К новым условиям большинство студентов и преподавателей смогли адаптироваться

студентов отдают предпочтение смешанному формату обучения, а каждый пятый хотел бы учиться только онлайн
50 %
преподавателей полагают, что смешанный формат обучения станет повседневной реальностью в высшем образовании, против 20% в апреле 2020 г.
70 %
студентов считают, что наиболее качественное образование можно получить в полностью дистанционном формате
7 %
студентов не хватает личного общения с одногруппниками, 30% — с преподавателями
40 %

Каждый пятый студент считает, что в ходе обучения он/она должны приобрести мягкие навыки

30 %
имеют запрос на развитие навыков тайм-менеджмента
25 %
запрос на навыки информационной и компьютерной грамотности
> 10 %
запрос на планирование карьеры
> 10 %
запрос на командную работу

Потенциал цифровой среды, связанный с упрощением доступа к широкому кругу учебных материалов, не используется преподавателями

ориентированы на контент, разработанный внутри собственного вуза
70 %
обращаются к онлайн-материалам других российских вузов
35 %
обращаются к онлайн-материалам зарубежных университетов
10 %
Мероприятия проекта
Мероприятия организованы в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее» для решения задачи консультационного сопровождения образовательных организаций высшего образования в части изменения образовательной деятельности в условиях пандемии